Знакомый текст, местами живущий в памяти большими отрывками целиком. Известный сюжет, в котором ничего уже не может случиться непредсказуемого. Огромное количество текста от автора, почти полное отсутствие диалогов. И — не смотря на всё это — мы смотрим настоящий драматический спектакль, с честными и живыми эмоциями и переживаниями.
В спектакле две Татьяны, две линии, которые сплетаются и разбегаются. Они не спорят между собой, просто существуют одновременно. Кажется, этот эффект сродни физической природе света — то ли фотон частица, то ли волна, это за пределами нашего понимания. Поэтому, сообщают нам в школе на уроках физики, мы будем рассматривать его то так, то этак, в зависимости от того, как нам в этой ситуации проще объяснить себе его поведение.
Так и здесь, в Татьяне Лариной — и буря страстей Шекспировских масштабов, и тихая вечная материнская мудрость. Парадоксальным образом эти две линии вместе ведут к финалу. Двигаясь по ним и зритель, и Онегин приходят к катарсису, к столкновению с тем, каково это — быть лишним человеком.
Ещё одно неожиданное ощущение. Сам текст романа, кажется, такой же персонаж спектакля, как и Онегин, или Татьяна, или Ленский, или Пушкин (да, Александр Сергеич тоже на сцене). Повторяющиеся ключевые сцены и монологи, которые режиссер как будто вертит в руках и разглядывает с разных сторон, по началу кажутся то ли каким-то упражнением, то ли этюдами на заданную тему. Но по мере развития понимаешь, насколько вдумчивое, уважительное и внимательное чтение происходит прямо сейчас на твоих глазах.
Театр молодой, местами, кажется, актёрам немного не хватает сыгранности, которая придёт с опытом. Зал маленький, на 50-60 мест, даже какие-то мелкие неточные движения на виду и могут сбивать общую динамику. Но это детали, которые с лихвой компенсируются энергией и настоящей театральной магией, которую подделать невозможно. С ней, кажется, тут всё по-честному. Так что — 00 театру спасибо и удачи, а мы будем приходить ещё.