«Пьеса Лоры Белоиван «Пятьдесят первая зима Нафанаила Вилкина» — это новая деревенская проза, а впрочем, и не проза даже, а переложение всей несуразицы нынешней жизни на поэтический в гоголевском смысле лад. Герой — обычный деревенский мужик, оставшийся без работы, когда закрыли близлежащую шахту, и без ориентиров, потому что слишком быстро и слишком разительно изменилось всё в понятной раньше жизни.
И видимо, нужен был в этой пьесе мужской противовес авторской женской зоркости: ироничный с налетом цинизма (что всегда подкупает) взгляд режиссера, душевная щедрость актера-рассказчика и неровно дышащая в руках музыканта осетинская гармоника. Так сложился подлинно мужской и очень своевременный монолог. Да, актеров на сцене двое, но они — ипостаси одного героя. Одного не меняющегося веками русского мужика — на таких, говорят, земля держится.
Что еще о нем расскажешь? Зовут Нафанаилом, и само это имя — из пограничья между далеким богом и привычной хтонью, в котором находится герой. Так звали одного из библейских апостолов — Нафанаил, Варфоломей, «данный Богом». В русской традиции нам привычнее другое упоминание — отрока Варфоломея, ставшего в монашестве Сергием. Для художника Нестерова, посвятившего преподобному Сергию Радонежскому целый цикл работ, отрок, причастившийся знанию, был символом надежды на возрождение русской духовности. На то, чего сейчас — еще? уже? — нет. Случайна ли эта параллель для автора?» (
читать полностью)